Наша кнопка:

Томский Вестник №23, 8 (4099)
 
СВАРГАНИТЬ МУЗЕЙ

Автор: Татьяна Веснина.


 
Богатые не плачут, когда добровольно вкладывают деньги в культуру
 

        Если зрить в корень, как учит Козьма Прутков, то причина, по которой люди состоятельные, занятые серьезным бизнесом, начинают вкладывать деньги в культуру, дело заведомо затратное, - это их желание, то есть прихоть. А прихоть - это продолжение здоровых амбиций, удовлетворение своих потребностей, которые выходят за известную формулу «деньги - товар - деньги». Как правило, вложение денег в культуру начинается с увлечения, хобби, чаще - с коллекционирования предметов искусства или любых предметов. А закончиться может нетрадиционно - открытием собственного музея. Или театра. Тут на ум приходят как Павел Третьяков, Савва Мамонтов, Иван Цветаев, Сергей и Петр Щукины, так и примеры современных меценатов. В Москве этим летом открылся частный музей современного искусства ART4.RU, его хозяин бизнесмен и коллекционер Игорь Маркин свое собрание из восьмисот работ современных художников сделал достоянием общественности. Годом раньше в Нью-Йорке некто Артур Нэш создал частный музей нью-йоркской мафии. Их обоих опередил житель российской провинции Пелепенко, открывший минералогический музей в Екатеринбурге еще в 2000 году.

        Томск, с его двумя частными театрами и двумя частными музеями и населением в 500 тысяч, в контексте частного искусства и вложений личного капитала в культуру занимает лидирующие позиции не только по российским меркам, но и по мировым стандартам.

        Но если театры Владимира Захарова (живых кукол) и Веры Тютриной («Версия») создавались людьми, которые до этого работали, так сказать, по профилю, в учреждениях государственных, то оба основателя частных музеев - по образованию и по роду занятий не музейщики. Правда, Геннадий Павлов окончил исторический факультет ТГУ, и это во многом определило его увлечение славянской культурой. Из этого увлечения и вырос первый в России Музей славянской мифологии.

В четверг, после дождичка

         Музей славянской мифологии открылся 4 октября этого года, после дождя. Дату открытия можно забыть, спутать, а вот день и обстоятельства - никогда. Геннадий Павлов подгадал под поговорку: после дождичка в четверг.

          - Четверг - день Перуна, - пояснил Геннадий Михайлович. - Перун в сознании славян связан с молнией и громом. Поговорка «после дождичка в четверг» привычно трактуется, что никогда. А у наших предков это выражение имело совершенно другой смысл: дождик в четверг - хороший символ любого нового начинания. В этот день хорошо начинать строительство дома, отправляться в дальнюю поездку. Поэтому выжидал с открытием, когда все условия совпадут. Поскольку дождем у наших предков ведал и Даждьбог, то можно сказать, что и он благословил открытие музея. Кроме того, Даждьбог, дать и дождь - слова однокоренные, имеющие значение «делиться, раздавать». На такой родственной связи между богом славян и миссией человека на земле настаивает художник Андрей Гусельников. К слову, его рисунки из серии «Природный пантеон славяно-русов» украшают павловский музей.

          - Хочется поделиться с людьми радостью, тем, что тебя волнует, что сам чувствуешь, что тебе нравится, - так объясняет причину открытия музея его основатель и хозяин. - То, что здесь есть, - это все оригиналы, здесь нет ни одной копии. Причем картины лучших художников России, пишущих на тему славянской истории.

           Семь живописных полотен Бориса Ольшанского, пятнадцать акварелей - Виктора Королькова который, к сожалению, уже ушел из жизни, пять работ Андрея Клименко, столько же - Всеволода Иванова. Серия рисунков Николая Фомина. Графика томича Александра Тимофеева. Все эти произведения пока составляют фонды и одновременно экспозицию музея. Все они приобретены у художников Геннадием Павловым.

            Первые картины были куплены им в не очень хорошее время для художников. Фактически томский предприниматель, за которым стоит сеть магазинов «Народный» и фирма «Стройдеталь», поддержал творцов, дал им импульс к дальнейшей работе.

            - У меня есть возможность покупать у них лучшее. К примеру, «Ночь воина» Бориса Ольшанского украшает обложку альбома о его творчестве. Продолжение темы - «Рождение воина» (картина концептуальная для Ольшанского) - тоже присутствует в экспозиции. Со всеми художниками у меня не банальная связь: увидел, купил и убежал. Нет, мы переписываемся, обмениваемся литературой, информацией.

            Музей славянской мифологии открылся на территории бывшей библиотеки «Русский путь» (Нахановича, 15), унаследовав не только адрес и площади, но и название. Впрочем, несколько полок с книгами все-таки осталось. Несколько лет назад это помещение в двухэтажном каменном доме постройки начала XX века Павлов купил, отреставрировал его, приспособил под библиотеку.

            - Но у библиотеки, которая специализировалась на языческой славянской культуре, достаточно узкий круг читателей. Хотя по количеству книг определенной направленности это было едва ли не самое большое собрание произведений о славянах, о Руси языческой, дохристианской, - поясняет смену направления деятельности Геннадий Михайлович. - Интерес к дохристианской Руси появился у меня лет двадцать пять назад.

             О Павлове автору этих строк уже доводилось писать. В статье «Сапоги со скрипом» рассказала, как он мечтал создать в Спасском (Коларово) музей русских ремесел под открытым небом. Хорошее дело увязло в чиновничьей канители. Ее, быть может, и не было бы, если бы был откат, но Павлов отказался начинать хорошее дело с взятки. Ведь речь шла не о бизнесе, а о деле всей жизни, о том, что душу греет.

             Обжегшись на «молоке», Геннадий Михайлович мысль о музее не оставил. Но зашел с другой стороны - открыл музей на своих же площадях. Чтобы не кланяться в ножки чиновникам. Почему он, бизнесмен, занялся музеестроительством, восстановлением исторической памяти у своих сограждан? В ответ на этот вопрос Геннадий Михайлович приводит пример с финской «Калевалой», которую собрал и сделал национальным достоянием не историк, не филолог, а сельский врач.

            - Шлиман, откопавший Трою, не был археологом по образованию, до 40 лет он торговал недвижимостью. Эти параллели поддерживают меня. Мы живем в России, мы обязаны знать нашу праисторию. У нас есть музей Деда Мороза, Бабы-яги, но картинной галереи, где бы присутствовали все славянские боги, не было, пока мы не открылись.

              А едва открылись, как народ пошел. Причем не только томский, но и иногородний. Сеньориальным правом воспользовались новосибирцы. Наплыв такой, что индивидуальные посещения решили тормознуть. Это не прихоть. Музей находится в периоде становления. Павлову хочется оборудовать его по современным стандартам. Уже оцифрованы все картины. С художниками ведутся переговоры, чтобы они сами рассказали посетителям о своих работах, то есть наговорили тест для аудигида во время индивидуальных посещений.

              - Со временем у нас будет установлен экран, и сами художники будут беседовать с посетителями. Хоть и трудно раскачать художников. Такого точно нет в мире. Самое главное - чтобы не было скучно в музее.

              Геннадий Павлов и его музей готовы активно участвовать в жизни города, в любом образовательном проекте.

             - Мой бизнес обеспечивает финансовое благополучие музея. Сейчас мечтаю о расширении. Просыпаюсь с мыслью о музее, засыпаю тоже, - признается он, - и всех домашних приставил к музею. Сам могу построить музей с отделом «сказки», где бы дети могли трогать руками «волшебные» вещи.

            Финансирование не прошу, нужна только политическая воля. Посмотрим, насколько Томск это позволит.

            А еще Геннадий Павлов убежден, что ему помогает Сварог, самый великий из русских богов, это прародитель, пращур, давший ход жизни, давший людям знания и речь.

            - Что такое сварганить - тяп-ляп и готово? Нет. Это мы извратили древние понятия. Сварганить, сварить и свет, святость - эти слова объединены идеей сотворения жизни.


Почему языческий праздник Купала христиане называют Иван-Купала?
Наверное в честь какого-то святого Ивана...
Для меня есть лишь Купала, без всяких невесть откуда взявшихся Иванов
Меня этот вопрос не интересует
Никогда не задумывался... А в самом деле, почему?
январь ферваль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь о календаре