Лето - пора свадеб! Все о свадебном коровае

Коровай: сколько его необходимо испечь и как правильно употребить, для того чтоб свадьба удалась на славу?

24 июня 2013

Во всех славянских странах свадебный хлеб называется короваем. Коровай отличается своей величиной: ВО ВЕСЬ СТОЛ. На княжеских и царских свадьбах коровай даже носили специальные люди на носилах. Свадебный каравай - круглой формы и символизирует солнечный круг.

Внимание девушки! Существовала также и хлебная символизация жениха: сырую булку называли именем жениха, ставили в печь и если во время печения «Любим» потрескается, значит, счастье будет непрочно. Возможно, с этой символизацией связанно поверье, что невеста, отведавшая коровай до свадьбы, не будет любима мужем. Потому гадание на сырой булке, в современной жизни, лучше провести до свадьбы, научившись, как следует, печь хлеб. И когда придет время выходить замуж, ваши короваи будут выходить из печи ровными и гладкими. В середине свадебного коровая делалось углубление, в него клали деньги или приготовленные из теста изображения солнца, луны и звезд. Где солнце – муж, жена – луна, звезды – их будущие дети. Коровай украшали древесными веточками, решетчатыми украшениями, птичками из теста и золотой мишурой.

Коровай пекли из лучшей муки, пшеничной или ржаной. Число короваев бывало различным. От одного до четырех, а то и больше, ведь в дополнение к основному короваю пекли хлеба-коровайчики меньшей величины. Считайте…

Время и место печения коровая различны по разным местностям. Коровай пекли накануне свадьбы, в день свадьбы и даже на другой день свадьбы. Пекли в доме невесты или жениха, или и там и там одновременно, но из одной и той же закваски. В доме невесты коровай пекли исключительно замужние женщины. Всем делом руководила старшая коровайница. В печь коровай сажали супруги, живущие в любви и согласии. Во время печения коровая в доме отца жениха собиралась вся его родня, а когда коровай сажали в печь, то за лопату держались все присутствующие в доме.

Использовали коровай очень разнообразно: им делали предложение, и если семья девушки брала хлеб, то предложение считалось принятым. С короваем в руках приглашали гостей на свадьбу. После сговора жениху давали половину коровая, другая половинка которого, оставалась у невесты. Обе половины разрезали на столько частей, сколько хотели пригласить гостей. В качестве приглашения на свадьбу посылали куски коровая, ну а получившие хлеб платили за него немного денег.

Коровай несли впереди свадебного поезда, или обносили его вокруг поезда. Коровай клали поверх сундука с приданным невесты или в сам сундук. На свадьбе, молодых хлопали хлебом по темени, или разламывали над их головами. Иногда хлеб у молодых находился за пазухой. На свадьбе жених и невеста клали руки на один хлеб, затем съедали его, закрепляя тем самым свой союз. После свадьбы молодая по обычаю, смотрела через хлеб, имеющий вид бублика, т.е. с отверстием в середине, на молодого. В дом новобрачного молодая входила с хлебами в обеих руках, где ее встречала свекровь с хлебом в руках. Постель для молодых стлали на ржаных снопах, по углам опочивальни клали хлеба. И на этом короваи еще не заканчивались. После свадьбы мать невесты присылала молодым большой хлеб. А отец подавал сыну и невесте на конце ножа кусочек хлеба, намазанный медом.

Посчитали сколько нужно короваев?

Текст: Елена Трофимова