От мифа - к сказке

Дню рождения Александра Сергеевича Пушкина посвящается.

Сказки Пушкина - настоящие достояние русской культуры. Поэма "Руслан и Людмила" с ее знаменитым прологом "У Лукоморья дуб зеленый...", "Сказка о царе Салтане...", "Сказка о Золотом петушке" и многие другие известы, пожалуй,  каждому человеку. Сказки приходят в нашу жизнь с самого раннего возраста. Источником вдохновения для Пушкина были богатейшие традиции русского народа. Именно поэтому они понятны, доступны и так любимы. Фантазия автора, по сути, не выдумка, а воспевание глубокой старины, традиции фольклора отразились в художественных образах. В его сказках и мудрость, и веселое лукавство, и раздолье русского языка.

6 июня 2013


Прекрасная Лебедь, Баба-Яга, Черномор – Чернобог, Кощей - герои пушкинских сказок. Однако стоит знать, что все эти персонажи "пришли" из древних славянских мифов. В обрахах поэта сокрыты глубинные пласты мифологического миросозерцания, мироощущения, народные представления, элементы древних поверий и целых ритуалов. Рассотрим этот "путь" от мифа - к сказке.

Сказка "О царе Салтане" (полное же ее название «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») была написана в 1831-32 годах. Яркая, лубочная сказка сохраняет народную традицию, особенности быта и народных представлений. Вспомним самое ее начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
В народе существовало представление о том, что все услышанное под окном – сбывается. Царь под окном не просто подслушивает, он пытает судьбу. Речь одной из девушек ему нравится, и он решает жениться на ней незамедлительно, для того чтобы она к исходу сентября родила ему богатыря. Почему к сентябрю? Откуда он знает?
Поскольку прядение работа сугубо зимняя, конец декабря – самый пик прядения. И потому женившись, «к исходу сентября» можно родить ребенка.  Вот такая точная шутка Пушкина.
Далее  «царица молодая, дела вдаль не отлагая, с первой ночи понесла», царь отправился на войну. Из-за козней завистливых  ткачихи, поварихи и с сватьи бабы Бабарихи царицу с сыном посадили в бочку:

Засмолили, покатили
И пустили в Окиян...

Через время мать и сын, росший не по дням и по часам, оказались на воле.
Бочку прибило к острову крутому и  не жилому, на нем растет лишь «дубок единый». Это именно тот остров, с которого начинается все (как сказочная присказка — с острова Буяна) — и вселенная, и справедливое царство-государство, и счастливая семья. Именно здесь,  посреди моря-окияна, на пустынном острове  создается сказочное царство со всеми обитателями и чудесами. Изначально остров «лежал пустой равнинной»
В фольклоре народов мира жизнь зарождается на просторах мифологически-сказочного окияна-моря. Это представление прочно и надолго залегло в народной памяти.

Далее по сказке. Из моря-океяна, как мы помним, появляются тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
С ними дядька Черномор.
Эти персонажи: Царицу, Салтана, витязей морских Пушкин взял из более древней народной сказки, которую записал по рассказам своей няни Арины Радионовны. Старинные русские сказки поэт записывал в тетрадь. В первоначальном варианте сказки описывались так:
«После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц. Братья героя, в отдельной бочке,  были брошены в море, и в народной сказке они появлялись из моря на один час,  уже выросшими  богатырями.   
Одним из основных персонажей является Царевна-лебедь. Это древнейший  мифологический образ. Его народ использовал задолго до Пушкина. В народных сказаниях лебединые девы - существа дивной красоты, обольстительности и вещей силы. Они олицетворяют дождевые облака, становясь позже дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод.
Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Само название прекрасных дев «белые лебеди», прочно вошедшее в народный обиход, появилось совсем не случайно. Слово «лебедь» произошло от понятий «белая вода», «блеск», «белый».Вспомним другое произведение великого поэта - легендарную поэму "Руслан и Людмила". Особо интересен ее пролог:

У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...
Откуда возникли эти образы? Ответить на этот вопрос опять же помогут древние славянские мифы.

Лукоморье – это «изгиб (лука) морского берега». Вода, как и другие природные стихии, была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией.
Наши предки выработали целый комплекс религиозного почитания воды и наделяли её целительными свойствами.
Лукоморье – это не сказочное место, а символичное, существующее в мифологическом сознании. У лукоморья наши предки молились своим богам, внимали их голосу, веря, что очистительный свет рассеет силы мрака и тьму.
«Дуб зелёный» --это образ из мифа о Мировом Древе, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо больше похоже на громадный раскидистый дуб, вершина которого над седьмым небом, где есть остров, и на том острове живут прародители всех зверей и птиц.
Вокруг дуба ходит кот, говорящий сказки. В этом образе достаточно легко узнать мифологического Баюнка (Кота-Баюна) – сказочника ночного и песенника колыбельного.

Кроме того, не следует забывать, что в мифах всех народов обязательно есть животные, наделённые сакральными функциями. У А.С.Пушкина кот «учёный», то есть наделённый способностью говорить – священным даром, по представлениям наших предков. Кот ходит по кругу.
Круг- символом бесконечности Вселенной. Форму круга имели многие священные фигуры у славян: знак Солнца, громовой знак, змеевик.
Мифологическое начало глубоко спрятано в нашем подсознании и свойственно каждому человеку.
«Неведомые дорожки» со следами «невиданных зверей» --это не полёт фантазии поэта, а выражение мифологического мироощущения. По представлениям древних славян чужой мир был населён  духами и нежитью:
«Там лес и дол видений полны…»
Поэтому неслучайно в прологе появляются популярные мифологические персонажи: леший и русалка.
Лес в жизни славян играл большую роль: он давал дичь, грибы, ягоды, из деревьев делали буквально всё. Но собираясь в лес, всякий раз надо было готовиться к встрече с его хозяином – Лешим. Все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
«Русалка на ветвях сидит»
В нашем представлении Русалки –водяные девы, обитающие в речках. Поэтому эта строка вызывает недоумение.
Согласно сложившимся мифологическим представлениям с Троицына дня Русалки оставляют воды и живут в лесах на деревьях. Они качаются на древесных ветках и заливаются злым хохотом. Наверняка Арина Родионовна рассказывала об этом А.С.Пушкину.
Леший, Русалка – это не сказочные герои, а мифологические. В славянской мифологии есть общее название для этих существ – нежить. Слово это образовано от глагола «жить» с отрицательной частицей «не». Общим для всех подобных персонажей мифологии является их принадлежность к чужому, потустороннему миру.
В прологе упоминаются два персонажа, которые мы привыкли считать сказочными: «Там ступа с Бабою Ягой, идет бредет сама собой. Там царь Кощей над златом чахнет». Эти герои тоже имеют мифологические корни.
В  «Песнях птицы Гамаюн» упоминается Буря-Яга – хозяйка зверей. Живёт она в дремучем лесу в избушке на курьих ножках. Летает Буря-Яга в ступе огненной. В том же источнике упоминается и Кащей Бессмертный  – сын Матери Сырой Земли, владыка тёмного царства, бог мощный и коварный. В мифах рассказывается, что при его рождении «закатилось Красное Солнышко, собирались тучи тёмные, птицы по небу разлетались».  Часто в сказках Кощей выступает в роли похитителя красавиц – этот мотив также заимствован из мифов. Например, в «Песнях птицы Гамаюн» повествуется о похищении Кащеем Морены, жены Дажьбога.
В прологе поэмы А.С.Пушкин называет традиционные сказочные сюжеты, связанные с похищением, колдовством, испытаниями. «там королевич мимоходом пленяет грозного царя.» Все они являются трансформацией аналогичных мифологических сюжетов. Только в мифах главные герои – боги и богини, а в сказках –царевичи и королевичи. У сказки много общего с мифом: в ней одухотворена природа, в ней много мифологизированных героев. Это не случайно. Сказка берёт начало в мифе.
Пушкинский пролог к поэме «Руслан и Людмила» можно справедливо назвать краткой энциклопедией славянской мифологии. В этом небольшом произведении поэт сумел выразить представления наших предков об устройстве мира, их отношение к природе, понимание доброго и злого.
Пушкин показывает нам удивительный мир славянской культуры, и в этом смысле он национальный поэт, прекрасно осознающий свою связь с далёким прошлым.
В поэме «Руслан и Людмила» упоминаются и древние языческие заклинания, обряды. Например, встреча Руслана с мертвой головой, с которой он разговаривает. Этот момент отображен на иллюстрации В.Королькова.
 Мертвая голова, древний символ души умершего героя, и после смерти " помогает" достойным воинам, посвящая их в "непобедимых воителей"и вручая им заветный меч-кладенец.  
 А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом, но и блестящим знатоком народной жизни и обычаев,  наряду с А.Н.Афанасьевым, П.В.Киреевским, Далем и другими. «А Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности».  Так поэт Аполлон Григорьев писал в 1859 году.

Текст: Ольга Морковкина и Анастасия Душенина.

Литература:
1.Семёнова М. Мы – славяне!—Санкт-Петербург: Азбука, 1999
2. Славянская мифология: Словарь-справочник. –М: Совершенство, 1998
3. Газета «Наше время». Январь 2007 года