Методическое пособие для проведения мастер-класса по обереговой кукле

Для преподавателей в рамках проведения тематических занятий (рукоделие и др.)

Для широкого круга интересующихся славянской культуры.

Программа мастер – класса по изготовлению обереговой куклы своими руками.

Цель: развитие и укрепление интереса к культуре славянских народов; формирование национального самосознания.

Задачи:

  • знакомство с традиционными народными куклами и их ролью в жизни человека, семьи, рода;
  • создание обереговой куколки по традиционной технологии;
  • работа над гармонизацией психологического состояния личности автора – «творца» куклы.
  • формирование представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага.
  • В детских мастер – классах развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия.

Примечание: в ходе занятия ведущий акцентирует внимание участников на значении куклы, её роли и месте в жизни человека и дома. Объясняется значение безликости куклы, а также отсутствие колющих и режущих предметов при её изготовлении; обращается внимание на символизм цветов и некоторых деталей одежды, а также на некоторые особенности каждой куклы (например, грудь у Кормилки).

Материалы к мастер – классу по изготовлению обереговой куколки:

нитки цветные (красные), тряпочки из несинтетической ткани. Лён, хлопок, ручная вышивка, плетение, ленты, тесьма, дерево.(береста)

О куклах. В нашем традиционном представлении слово "кукла" ассоциируется с игрой. Какую же роль "играла" кукла в жизни наших предков?

Прежде всего это - воплощение "чистой" силы, добра и любви. Именно она – магическая помощница своей хозяйке (вспомните сказку о Василисе Прекрасной, которой подаренная матерью куколка помогала преодолеть даже самые безвыходные ситуации).

Технология изготовления очень проста - никаких ножниц и иголок. Куколки сворачиваются из коры, лоскутков ткани да и просто всего того, что есть под рукой. Эта простота и незамысловатость совсем неслучайны, как и все, что касается обереговых вещей. Делают куклу без иголки и ножниц потому, что желают жизни «не колотой и не резаной», а обрывки старых родительских вещей используются для того, чтобы передать силу отца и матери маленькому человечку, защитить его от возможных напастей, когда родителей нет рядом…

Куклы делятся на игровые и обрядовые, причем четкую границу между ними провести не всегда удается.

Столбушка

Старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. В основе владимирской Столбушки - кусок бересты, в основе курской и архангелогородской - плотно скрученная столбиком грубая ткань. В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. По свидетельству этнографов начала ХХ века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек. Именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.

По-видимому, название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Крупеничка

(другие названия Зернушка, Горошинка).

Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйкой дома делалась куколка в виде мешочка, наполненного отборным гречишным зерном (отсюда и само название куколки). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Весной, во время посева,  первые горсти зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.
После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье.

В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли, помогая выжить семье в трудное время. Поэтому входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья: если куколка худа - значит в семье беда…

Свадебная кукла:

Мировое Древо

Раньше в доме невесты утром в день свадьбы пекли особый свадебный пирог, в приготовлении которого участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными фигурками птиц и зверей, а часто и человечков, символизировавших подружек жениха и невесты и будущих детей молодоженов. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту.
Ее символизм означает следующее: мир подобен дереву, корни которого черпают силу глубоко в подземном царстве, ствол проходит через мир живых людей, а крона простирается в поднебесье. (Мировое дерево). Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни. Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, куски его раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с Мировым деревом получали молодые.
Кукла «Мировое дерево» изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить». Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулись друг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в семье куклами.
Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15см. длиной, бересту не снимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.

Свадебная кукла (жених и невеста вместе)
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха, под дугой подвешивали пару кукол: куклу Молодой и куклу Молодого, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в единое целое и с момента свадьбы у мужа и жены были общие радости и беды, да и сама судьба становилась неразрывной..

Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

Мартинички

Эти куклы нам всем хорошо знакомы. Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Толстушка-Костромушка

Её задача - вернуть плодородие женщине. Если в течение года после замужества женщина не беременела, родственница по женской линии (сестра, мать или бабушка) делала куколку, которая выставлялась на видное со стороны дверей место, приманивая душу ребенка в дом. Когда же появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.

Толстушка-Костромушка несет в себе образ девочки, в которой сочетается одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".       

Коляда

Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляет собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия, пели радостные, прославляющие хозяев песни.

В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Вепсская кукла

Очень много имен у этой куколки: Капустка, Кормилка, Берегиня, Рожаница… Но каждое имя так или иначе раскрывает глубинную женскую сущность Женственности и Материнства. Не случайно фигурка Берегини - рожаницы так похожа на фигуры палеолитических Венер, почитаемых в глубокой древности. Суть их одна – цветущая женственность, материнство, забота о жизни во всех её проявлениях.

Куколка Капустка делалась матерью, у которой была дочь на выданье. Красивая и нарядная, вывешивалась Капустка на окно, говоря о том, что в этот дом можно засылать сватов.

Берегиня с воздетыми к небу ладонями – воплощение Макоши, обращающейся к Небу и Солнцу. Именно она дарит изобильную и щедрую судьбу своему владельцу.

Кувадка (кукла - закрутка)

Еще в середине 19 века, как полустёршийся след дремучей старины, существовал в Орловской и Костромской губерниях обряд кувады, магия которого связывалась с таинством рождения ребёнка. Само зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил, но с другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то нечистым, поэтому роды происходили в бане, сопровождаемые обрядами очищения. Причем в процессе рождения ребенка отец играл не последнюю роль, совершая магические обрядовые действия – «куваду». Что же это такое? Так как роженица с повитухами находилась в бане, отец старался выманить оттуда злых духов, чтобы они не терзали мать и роды прошли легко. Для этого в предбанник, где заранее развешивали обрядовых кукол, выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина, баюкая похожую на младенца куклу, садился на корзинку, делая вид, что высиживает яйца (яйцо - первооснова жизни) и громкими криками и стонами, подражая роженице, выманивал нечисть в предбанник. Верили, что именно в этих кукол вселялись рассерженные и обманутые злые духи, оставив роженицу в покое. После родов духи сжигались во время обряда очищения вместе с куклами.

Куколки – кувадки были также очень любимы за свой яркий внешний вид и связка их (обычно 3 – 5 куколок), висела около колыбельки младенца, заменяя погремушки, радуя взор малыша.

Пеленашка

Рождение ребенка издавна воспринимается как великое таинство, поэтому очень много обрядов связано именно с этим моментом в жизни человека. Так, например, только что появившегося на свет мальчика принимали на ношенную отцовскую рубаху, а новорожденную девочку – на материнскую понёву. Совсем не оттого, что была нехватка пеленок, а для того, чтобы жизненная сила родителей передалась малышу, защитила его от возможных напастей. Кроме этого, сам процесс зачатия ребенка тоже был обставлен многими магическими ритуалами. Начиналась подготовка к этому таинству еще на свадьбе, когда молодоженов обсыпали зерном и усаживали на медвежью шкуру, а девушке клали на колени куклу – пеленашку или усаживали ребенка. Эти меры предпринимались для того, чтобы наделить молодую жену материнской силой.

Творя куколку, будущая мама мысленно желала того, чтобы ребенка миновала любая беда, дурной глаз и всевозможные козни нечистой силы. Эту куколку – пеленашку еще до рождения клали в колыбель чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка. Кроме того, и после рождения малыша наши предки следили за тем, чтобы люлька никогда не оставалась пустой, ведь на пространство ребенка могла посягнуть разная нечисть. Поэтому, когда его вынимали из колыбели, оставляли «замену» - куколку – пеленашку.

Куколка была верной спутницей и тогда, когда приходило время знакомить новорожденного с соседями, «выводить в свет». Мама, опасаясь дурного глаза, прятала куколку в складочках одежды малыша или вкладывала её в ручку, чтобы пеленашка привлекла недобрый глаз к себе, защищая ребенка. Гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили  про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!».

Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. В пеленашке воспроизводили основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы, который располагается в районе пупа. Иногда таких куколок было несколько, и они вывешивались над колыбелью младенца, оберегая его от козней злых духов.

В некоторых губерниях женщина также делала эту куколку-младенца для того, чтобы появились дети.

Бессонница

Магическая колыбельная кукла изготавливалась матерью когда, без видимой причины, начинал плакать младенец. Чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала она из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

После этого Бессонница, которая играла малышом, оставляла его в покое и бралась играть тряпичной куколкой, а ребенок засыпал.

Зайчик на пальчик

Делался мамой за минутку, чтобы развлечь и утешить малыша, не спуская его с рук и не прекращая делать работу по хозяйству.

Зайчик надевался на мизинец левой руки, на которой держали ребенка, и, пока зайка «прыгал - скакал», а малыш следил за ним, слушая мамин рассказ, мамина правая рука занималась хозяйскими делами…


Куклы – лиходейки

(лихоманки).

Всего лихорадок-сестер 12: Огнея, Тряхея (Трясея), Ледея (Озноба), Гнетея (Грисея), Грудица, Глухея, Ломея, Пухнея, Желтея, Коркуша (корчит человека), Глядея (не дает спать), Нивея (или Немея - несущая смерть). Иногда какая – нибудь из куколок заменялась Дряхлеей и Храпеей. Часто все сестры сопровождали весеннюю простудную лихорадку Кумоху, которую представляли в образе дородной женщины, обретающейся в лесу вместе со своими сестрицами, выполняющими Кумохины поручения. В крестьянскую избу они могли проникнуть через печную трубу, чтобы навредить людям. Вот потому-то, под заговорные слова женщины с дочерьми делали кукол – лихоманок и вешали их за печкой, чтобы тут же, за печью, пресечь все напасти. На этом месте куклы — лихорадки висели, связанные одной нитью, до определенного дня (как правило, до Комоедицы - Масленицы), а затем сжигались, часто вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок», охраняющих семью до следующей весны. Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока, чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца клали такую куклу, которую затем сжигали.

 

Литература и изображения:

1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - Спб.: Паритет, 2008. 240 с.

2. Берстенева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. М.: Белый город, 2010.

 

Видео-инструкция от Первого Музея Славянской Мифологии: