Реферат "Славянское язычество: система культов и представлений"

Материал для школьников старших классов и студентов 1 курсов всех специальностей в рамках курсов «История России», «Культурология» и др.)

Для учителей для проведения тематических занятий.

Для всех интересующихся славянской культурой.

Источник:

Материал отредактирован

Оглавление

Введение                                                                                                                         

Древнерусское язычество - истоки и историческое значение                                  

Картина мира славянина-язычника: представления о природе; система культов  

Пантеон языческих богов и духов                                                                              

Заключение                                                                                                                    

Литература                                                                                                                    

Введение

Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. С этими сферами соотносилась и иерархия мифологических существ - от пантеона высших богов до сонмов низших духов. Мир сверхъестественный находился в постоянной взаимосвязи с миром людей: они объединялись не только благодаря антропоморфизации сверхъестественного мира и космоса в целом, но и при посредстве многочисленных ритуалов и медиаторов - животных, природных явлений и предков. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах.

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате чего русское православие - по крайней мере, в народном представлении, - превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество, являющее собой огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.

Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не является беспрецедентной. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее, нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой тематике привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: от сугубо академических трудов до совершенно фантастических построений.

Данная работа представляет собой попытку фрагментарного описания языческой культуры древних славян на пороге образования и во время существования древнерусского государства, и не претендует на всеобъемлющий и абсолютный анализ этого явления. Целью является рассмотрение таких вопросов, как истоки и период становления восточнославянского язычества, осмысление и анализ языческой культуры на протяжении I тысячелетия нашей эры, вплоть до крещения Руси.

  1. 1.Древнерусское язычество: истоки и историческое значение

Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса древних воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой древнерусской культуры.

Историческими источниками сведений по раннеславянской мифологии являются свидетельства средневековых авторов (современников славян), занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует отметить, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах. На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы. Рассказы католических епископов о славянских языческих храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской курией об успехах их апостольской деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и кровавыми жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание языческого культа было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными.

Русские авторы XI-XII веков не описывали язычество, а бичевали его, не перечисляли элементы языческого культа, а огульно осуждали все бесовские действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать исследователей данного вопроса, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники. Тем не менее, опуская указанную особенность русских антиязыческих поучений, они представляют несомненную ценность.

Славянское язычество — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Язычество можно воспринимать также как первую религиозную форму освоения человеком мира. Религиозно-мифологические взгляды древних славян отражали их мировоззрение и мироощущение, отношение к окружающему миру, понимание природы и человека, места человека в мире.

В исследовательских трудах, связанных с языческой тематикой, можно обнаружить несколько толкований такого понятия как "язычество". Наиболее верной трактовкой этого понятия можно считать следующее: употребление термина «язычество» вполне оправдано его славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «народ, племя». Таким образом, язычество – это «народная вера». Старославянский термин "язычество" (почтение уз), несёт в себе русское понятие "родство", сполна отвечая всему, что связано с этим словом и религиозным воззрением об узах с Родом.

Исторически язычество возникло в глубокой древности – на заре возникновения земледельческой культуры славян. В Киевской Руси язычество оставалось ядром народного мировосприятия. Были также попытки превращения язычества в официальную религию (реформа князя Владимира 980 г.). Однако с принятием христианства историческое развитие язычество притерпело изменения.

Христианство, с его международной культурой богословской литературы, живописи, храмоздательства и торжественно-театрального литургического действа, стало, прежде всего, выразителем феодальной идеологии. Происходило подчас насильственное вытеснение языческих верований. Тем не менее язычество удержалось в деревне, и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура и по сей день традиционна, и эта традиционность уходит корнями в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством.

Все богатырские и волшебные сказки наполнены фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса. С язычеством связана вся орнаментика крестьянской архитектуры (коньки, громовые знаки на причелинах, "коники" у печи), утвари и одежды. Языческой магией проникнуты сложные многодневные свадебные обряды. Торжественными праздниками, всеобщими "событиями" были такие древние обряды, как встреча весны, Масленица и Купала с их ритуальными кострами, братчины по случаю нового урожая, новогодние звериные маскарады и гаданья. Значительная часть песенного репертуара проникнута языческим мировоззрением. Живой, неувядаемой формой обрядового танца, сопровождаемого музыкой и пением, являются красочные деревенские хороводы.

Таким образом, язычество Древней Руси IX-XI веков можно понимать в широком смысле как целый важный русской культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов.

Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) - превосходивший ее. Ярким примером тому является "Слово о полку Игореве". Произведение пронизано народным языческим мировоззрением и предвосхищает поэзию эпохи Ренессанса, так часто обращавшуюся к античному язычеству. Эпоху расцвета древнерусской культуры на фоне многовековой истории отечественной культуры можно охарактеризовать не иначе, как "русская античность". Неповторимая гармония и уравновешенность общества и личности, материального и духовного, сопутствовали древнерусской языческой культуре на всём протяжении её существования.

  1. 2.Картина мира славянина-язычника: представления о природе; система культов

Духовный мир восточного славянина формировался в процессе непрерывных взаимоотношений с природой. Сознание славян было глубоко проникнуто представлениями о жизненности природных и космических сил, взаимопроникновении их и жизни человеческой, обусловленности ее высшими, «небесными» законами. Как отмечал исследователь А. Н. Афанасьев, смысл славянского язычества заключается в почитании, «обожании природы», это культ природы - особая любовь к ней и уважение. Языческие воззрения наполнены представлениями о природе, ее законах, о жизни небесных светил и земных существ: о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе.

Славяне создали особый образ мира, в котором смысловым центром является Природа как великая всепорождающая сила. Природа понималась как живой организм, у всего живого есть душа. Все природные стихии считались одушевленными и наделялись особой космической силой. Человек наблюдал особую мудрость в природе. В ней все закономерно.

Одним из главных законов, которые открыли древние славяне – это закон гармоничного со-бытия с природой. Земная жизнь человека тесным образом связана с природой. Славяне-язычники считали считали себя детьми Матушки-природы, поклонялись ей и посвящали ей свои мифы. Черты данного мировоззрения прослеживаются в русском фольклоре. Герои русских сказок, как и сами славяне в реальности, вступают в диалог с природой, обращаясь к рекам, деревьям, светилам, ветрам. Животные и птицы, природные стихии в сказках и мифах одушевлены и наделены особой силой.

Рассматривая язычество как систему представлений и культов, можно выделить следующие смысловые пласты:

  1. 1.культ Матери-земли;
  2. 2.культ Солнца;
  3. 3.почитание природных стихий: воды и огня.

  1. 1.Культ Матери-Земли

Природа понималась славянами-язычниками как вечнотворящая сила. Высшей ценностью для людей выступало продолжение рода – плодородие. Отсюда культ Земли – Матери-кормилицы, дарящей жизнь всему живому, в том числе человеку.

Земля с незапамятных времен считалась одновременно естеством и божеством. Славяне называли ее Матушкой – т. е. праматерью всего живого. Она считалась самой прародительницей русских людей. В русских народных сказках и былинах земля одаривала героя великою силою, хранила его, защищая от зла. Припадет добрый молодец к Земле-Матушке – и преисполнится новых силушек.

По народным повериям, земная плоть могла родит, т. е. стать Матерью, только будучи орошенной влагой. Отсюда древнее именование «Мать Сыра Земля», почитание ее плодородия совместно с почитанием живительной влаги и других стихий.

Многие праздничные обряды связаны с землей (традиции земных поклонов, традиция брать горсть земли на чужбину; обряд целования земли, глотания земли на свадьбе, обряд опахивания земли). Имеются также отдельные даты в славянском календаре, посвященные почитанию Земли (10 мая – Именины земли).

  1. 2.Культ Солнца

Очень часто в литературе славяне описываются как солцепоклонники. Точнее будет сказать – солцепочитатели. Солнце считалось прекрасным олицетворением всепобеждающего добра. Обращаясь к фольклору, можно увидеть, что южнославянские и русские сказки воспевали солнце как доброе начало. Оно убивало чародеев, защищало сирот, покровительствовало семейному очагу и счастью. По народным представлениям, жизнь на земле поддерживают небесные святила.

Древние славяне жили по солнечному календарю. Ключевыми «точками» в нем считались даты осеннего и весеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния. Именно в эти даты справлялись важнейшие славянские праздники. Например, дате летнего солнцестояния (21-22 июня) соответствует древний праздник Купалы. По поверьям, именно в этот самый длинный день солнце играет, становится наиболее активным – насыщает особой живительной силой землю, воду, наполняет все живое плодородием.

Символические изображения солнца (солярные знаки), а также символы Солнца (например, конь, петух и др.) наделяются в сознании древних славян особой обережной силой. Так, самым распространенным знаком считается свастика (коловрат). Это символ солнечного прохода по небесам, превращающего ночь в день, — отсюда более широкое значение как символа плодородия и возрождения жизни. «Коловрат» - буквально означает «вращение солнца» (коло – соло – это солнце). По преданию, – это знак света и добра. Считается одним из главных обереговЯвляется  знаком мудрости, высшей справедливости и великой очищающей и оберегающей силой. Солнечные (солярные) знаки с древних времен покрывали оружие (придание силы), русские костюмы, дома, предметы быта, например, прялки, домашнюю утварь (защита).

  1. 3.Почитание природных стихий: воды и огня

С большим почтением славяне относились к природным стихиям, сакрализовали огонь и воду, воздух. Огонь и вода – две священные очистительные стихии, наряду с землею, основа жизни. Огонь славяне считали основой жизни, животворящей сущностью Земли. Огонь – живой дар Богов (Сварога), одновременно сила небесных богов. Огонь – это стихия, дающая свет и тепло.

Огненная стихия считается символом небесных богов. Согласно славянской мифологии, огонь – сын Сварога (иногда – сын Солнца). Небесный огонь (молния) – пламя бога Перуна, это мощная энергия и сила, устанавливающая справедливость на Земле (покровительство или разрушение). Огонь – также великая очищающая сила. С древности у славян были обряды разжигания священных костров (например, на праздник Купалы). Такие костры символизируют Солнце, а также выступают как очистительная стихия (традиция прыгать через костер, водить хороводы вокруг костра). Священный огонь также навеки обручал суженых. Взявшись за руки, они попарно перепрыгивали через освещающий костер. Огонь таким образом свидетелем клятв.

Также огонь присутствует на похоронных обрядах. Древнейший обряд славян – обряд сжигания умерших. Считалось, что только огонь (сын Солнца) способен провожать отошедшего в светлую обитель праотцев (В Сваргу Небесную). Вздымающееся пламя (ритуальный костер - Крада) очищало тело и с легкостью устремляло душу к предкам.

Земной огонь – домашний очаг также считался священным. Домашний очаг – духовное богатство семьи, символ жизни семьи и рода, а также символ гостеприимства.

Славяне также почитали воду священной стихией. Первоосновой и источником всего живого, это неиссякаемый источник жизни (родник), именно вода дает животворящую силу земле.

Славяне почитали небесную воду (дожди, громовые ключи), она дарована Богами в момент грозы. Это живительная влага, дающая плодородие Земле и всему живому. Также почитали земную воду (реки, озера, родники, колодцы). Родник – это хранитель и даритель целебной силы, хранитель силы богов.

По преданию, вода обладает особой чистотой, не принимает нечистые предметы и выталкивает их на поверхность. Многие обряды, например, на праздник Купалу, включают себя действа с водой: очистительное купание или омовение (например, утренней росой). Считалось также, что вода способна возвращать к жизни. Так, «Мертвая « вода исцеляла рана. «живая» вода возвращала жизнь.

Действа с водой встречаются во многих магических обрядах, например, гадание на воде. Также издревле вода служила для наговаривания (ворожба над чарой с водой), поскольку считалась способной передавать человеческие помыслы.

Таким образом, славянской язычество – это древние воззрения и система культов, основанные на почитании природы, природных стихий. Это одухотворение и обожествление природных сил, почитание Естества Мира.

Ключевые культы славянского язычества – культ солнца, земли, воды и огня. Все они отражают идею высшей силы и мудрости природы, вечности жизни и плодородия.

Наконец, немаловажную роль в язычестве играет культ предков, почитание предков. Он лежал в основе всего уклада жизни родовой общины.

Предки – это родоначальники рода, старшие родичи. После смерти они становились духами-покровителями своего рода. В данном ключе смерть воспринималась не в качестве конца бытия, но как условие воссоединения с предками-сородичами.

Дважды в году 1 мая и 1 ноября славяне справляли Родоницу – родовые поминки, посвященные всем предкам. Весенняя Родоница – древнейший праздник, поминальный день. С предками общались возле родовых могильников-курганов (на горе). Поминальная тризна отражает торжество жизни, а также общение со своими предками. «Дедов» просили отведать угощения и просили покровительства.

3. Пантеон языческих богов и духов

Боги славян-язычников по сути являются олицетворением природных, космических сил. Вера в богов и природных духов отражает культ природы славян, их уверенность в том, что природа живая, в каждом предмете, будь то дерево или камень, есть душа, и за всем этим следит некий «хозяин» (например, дух леса и т. д.).

Древнейшими божествами восточных славян считаются Род и Рожаницы. Бог Род – это творец жизни на Земле, великая оплодотворяющая сила, отождествляет собой рождение всего живого. По преданию, Род является одним из самых важных, верховных Богов, принимавших участив в создании Вселенной. Многие исследователи славянской древности отмечают, сколько важнейших слов происходит в русском языке от слова «род»: родня, род, родители, родина, урожай, природа. По сути почитание Рода – есть почитание всей природы. Кроме того, именно на почитании Рода и Рожаниц основывается культ плодородия славянского язычества.

Рожаницы – женские божества плодородия. Считаются древнейшими божествами славян, однако из-за скудости сведений о них, большинство исследователей описывают образ этих богинь как безликих божеств женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Также существуют версии, что это образы двух Богинь: матери и дочери. Символические изображения Рожаниц в большом количестве встречаются на вышивке, главным образом у народов на северной территории современной России.

Согласно концепции Б. А. Рыбакова, рожаницы – богини-покровительницы рода небесного и земного: заботятся о его продолжении и укреплении. Это богини плодородия и судьбы, благосостояния. Они с незапямятных времен были небесными Хозяйками Мира, которые являются людям в виде двух созвездий Малой и Большой Медведицы (раньше оно называлось созвездием Лося, поэтому они также звались небесными лосихами).Именно этот образ широко распространен у северных народов.

Еще одним важным Божеством - Творцом Вселенной у славян являлся бог Сварог. Верховный владыка вселенной, родоначальник всех богов, возможно, он является олицетворением бога Рода – он старший Родич, Отец-Прародитель. По преданию Сварог сотворил Землю, а также заботился о людях – подарил огонь небесный (солнце) и огонь земной.

Сварог также считается богом Неба. Возможно, его имя восходит к ведическому корню «сварга», что означает небо, а также нечто сияющее. Также это Бог огненной стихии – связан с небесным огнем. Сварог считается отцом ряда божеств – Перун, Даждьбог, которые в народе именовались «Сварожичами», кроме того, очень часто в быту огонь также называли «Огонь Сварожич».

Даждьбог (Даждьбог Сварожич) – славянский Бог Солнца. Солнца всегда считалось у славян священным, более того, живым, способным следить за порядком на земле и помогающим людям. В данной связи само имя Даждьбог с древнерусского означает буквально «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что славный Бог Солнца всегда помогает людям, где бы они не находились, более того, в «Слово о Полку Игореве» сами русские люди уменуют себя «Даждьбожьми внуками» - то есть потомками своего родного божества Солнца.

Согласно славянским мифологическим представлениям., нашедших свое отражение в фольклоре, Солнце (Даждьбог) ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами. Ночью Даждьбог с запада на восток измеряет Нижнее Небо, светя Нижнему миру. Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами – гусями, утками, лебедями. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам в виде уточки или коня.

Еще одними солнечными божества у славян считались Хорс и Ярило. Существует версия, что имя «Хорс» означает «солнечный диск», «круг». Он воплощает в себе движущееся солнце, или око дневного светила. В данной связи Хорс – это божество солнечного светила. «Хоро» или «коло» - это круг; отсюда, возможно, происходят слова «хоровод» и «колесо» (для сравнения имя сказочного персонажа – «Колобок»).

Другое солнечное божество – Ярило. Он является олицетворением весеннего и летнего солнца- самого Яркого. Также этот бог связан с плодородием, и в целом, пробуждением природы. Весной на Руси справляли ярилин день или праздник «ярилки», приуроченный к пику весеннего буйства природы, который дополняли разные обряды, в которых утверждается идея плодородия земли.

Еще одни потомком Сварога, согласно славянскому пантеону, является Перун (Перун Сварожич). Это славянский бог грозы, грома и молнии. Первоначально, возможно, связан с почитанием живительной влаги, которая питает землю, для будущего плодоношения (Мать Сыра Земля). С древности также представлялся воинственным воином с рыжей бородой. Например, изваяние Перуна, стоявшее некогда в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Также славяне видели этого бога в образе всадника, мчащегося на колеснице, запряженными крылатыми жеребцами. Подобный образ встречается в скандинавской мифологии (Бог-Громовержец Тор) – соседей и родственников славян по индоевропейской семье народов.

Позднее, с принятием реформы князя Владимира, Перун встал во главе славянского Пантеона, считался верховным божеством и покровителем воинов.

Наконец, еще одним важным мужским божеством можно назвать бога Велеса – древнейшего персонажа славянской мифологии, одного из главных божеств славянского пантеона. Именуемый в «Слово о Полку игореве» как «скотий бог» - является покровителем скота (диких зверей и птиц, впоследствие – домашнего скота). Его имя созвучно со словами «волос», «волосатый» - что подчеркивает его связь со зверьми. Существовали поверья, что сам Велес мог оборачиваться в облик медведя – хозяина Леса. В честь Велеса также рядились в звериные маски и тулупы на Святки и Масленицу – важные языческие праздники.

«Скотий Бог» - Велес также считался богом богатства; он покровительствует благосостоянию и достатку в семье и во всем государстве. Примечательно – старинное название казны на Руси – скотница. Также Велес был покровителем купцов на Руси.

В целом, древнейшее значение этого божества связано с плодородием и плодовитостью; также Велес является олицетворением богатства племени. Очень часто Велес фигурирует как Бог подземного Мира;. наконец, еще одно значение этого божества – «бог мудрости», покровитель волхвов и сказителей на Руси.

Ключевыми фигурами среди женских божеств славянского пантеона являются образы богинь Макоши, Лады, Мораны и других. Макошь – богиня плодородия у славян. Это богиня Земли, само ее имя происходит от слова «матерь» (мать Сыра земля). Макошь – дарительница Жизни, подательница урожая. Примечательно что корень «кошь», который имеется в имени Макоши, также встречается в словах «кошелек», «лукошко» и др. Кош – большая плетеная корзина, куда люди складывали главное богатство – урожай. А еще «кошем» называли жребий, судьбу, счастье. Макошь – это также богиня судьбы. По преданию, она на волшебной прялке прядет нити человеческих судеб: кому какая выпадет – Доля или Недоля.

Еще одним женским божеством является Лада – богиня красоты, любви, покровительница брака, семейного очага. Иногда именем Лады именуется одна из богинь-рожаниц. Это почтенная хозяйка, мать многочисленного семейства. С ее именем в русском языке связано не меньше слов и понятий, чем с Родом: «ладить», «ладины» - свадебный сговор и т. д. По преданию, у нее также есть сын Лель – бог любви и юности. По другой версии, у нее дочь – Леля, младшая рожаница. С ее именем связаны такие слова как «лелеять», «лялька» и др.

Еще один центральный женский образ – богиня Морана (Морена, Мара). Это богиня смерти и зимы («мор», «морок», «мрак», «смерть», мороз»). Существование богини смерти и зимы способствует поддержания гармонии в природе. Славяне жили в «циклическом времени», согласно которому мир есть вечное чередование (подобно вращению колеса) жизни и смерти; в таком времени все идет своим чередом, подобно природным циклам, и нет начала или конца существования – мир пребывает в вечности. Так и человек после смерти продолжает свое существование в ином качестве и в ином мире – в мире «навьих духов», становясь покровителем своего племени.

Помимо богов славяне также почитали духов – это обожествление и почитание природных стихий, вера в одухотворенные силы. Пространство славяне делили на «освоенное» (дом) и условно «дикое» (например, лес). В данной связи выделяется вера в «домашних» и «природных» духов.

К числу домашних духов можно отнести домового, банника, овинника, дворового. В целом, восточные славяне обожествляли огонь домашнего очага, также в системе культов важное место занимал культ предков. По преданию, после смерти человек становился духом-покровителем своего рода. Так, по одной из версий, домовой является духом (душой) самого старшего предка. Так или иначе, домовой – дух-охранитель домашнего очага. Дворовой – дословно «хозяин двора». Обычно описывается как менее доброжелательный, чем домовой. Овинник – хозяин овина – еще менее доброжелательный. Наконец, банник – дух бани (баня – пограничное место между «своим» и «чужим» пространством) – описывается как самый «капризный» дух.

К числу природных духов можно отнести таких духов, как леший, полевик и полудница, водяной и др. Почитание этих существ отражает связь их с особо почитаемыми стихиями и природными зонами: земля, вода; лес, реки, озера и т. п.

Таким образом, в языческой картине мира вся природа наделяется душой (анимизм), понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная. Русские люди сакрализовали огонь, воду; предания отмечают, что славяне говорили: «царица-водица», «воздух-господин», «огонь-батюшка, «земля-матушка». И по своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных сил (небо, земля, солнце и т. д.)

Заключение

Славянское язычество как система представлений и культов, религиозно-мифологических воззрений, зародилось в глубокой древности на рубеже 2 – 1 тыс. до н. э. Историческое время развития славянского язычества принято ограничивать первыми веками н. э. В частности выделяется 980 г. – время попытки превратить языческий пантеон божеств, и связанные с ними культы, в официальную религию Древней Руси (реформа князя Владимира). После принятия христианства в 988 году язычество подвергалось гонениям, однако сохранилась в народном сознании, и в некой форме (подчас в форме пережитков) живется до сих пор. Отсюда одна из трактовок язычества как «народной веры» (язык- племя, род).

Сутью славянского язычества можно назвать почитание природы, особое отношение ко всему живому, к миру, человеку. Языческие воззрения основаны на почитании природы, природных стихий. Это одухотворение и обожествление природных сил, почитание Естества Мира. В языческой картине мира вся природа наделяется душой, понимается как божественная сущность. Каждая стихия выступает как священная.

Ключевые культы славянского язычества – культ солнца, земли, воды и огня. Все они отражают идею высшей силы и мудрости природы, вечности жизни и плодородия. По своей сути славянские божества есть олицетворение могучих природных, космических сил (небо, земля, солнце и т. д.)

Славянское язычество – это также особое отношение человека с окружающим миром. Одним из главных законов, которые открыли древние славяне – это закон гармоничного со-бытия с природой. Земная жизнь человека тесным образом связана с природой. Славяне-язычники считали считали себя детьми Матушки-природы, поклонялись ей и посвящали ей свои мифы.

Наконец, немаловажную роль в язычестве играет культ предков, почитание предков. Он лежал в основе всего уклада жизни родовой общины. Связь с предками – это связь с покровителями своего рода, и в целом, тонкая связь с миром (невидимым миром душ).

Литература

1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

2. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

3. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. репринтное изд. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1914.

4. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. том I. репринтное изд. Харьков: Епархиальная типография, 1916.

5. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб.: Алетейя, 2008.

6. Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XIV века. 4-е изд., доп. СПб.: Лань, 2000.

7. История отечества с древнейших времён до наших дней. Энциклопедический словарь. М.: 1999.

8. Николаева Т. В. Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.

9. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995.

10. Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.

11. Парамонов С. Я. Откуда ты, Русь? Ростов-Н/Д. Донское слово, 1995.