Васильев Константин

(1942— 1976)

Русский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.

Искусствоведы по-разному называют художника: "патриот-романтик", "выразитель национальной идеи", "классик нордической живописи", "северный реалист". Сам же себя он называл Великороссом.

К началу войны родители Константина Васильева проживали в Адыгейской автономной области. Молодая Клавдия Парменовна происходила из крестьянской семьи и приходилась дальней родственницей знаменитому художнику Шишкину И.И., а отец художника, инженер питерской школы, занимал руководящую должность на заводе. Будущий живописец появился на свет 3 сентября 1942 года, в городе, оккупированном фашистами, отец отсутствовал - в этот период Алексей Алексеевич вынужден был уйти в партизаны. Много скорбей, смертельная опасность выпали на долю молодой матери с грудничком.По окончании войны семья воссоединилась, все чудом остались живы. В 1946 году появляется младшая сестра Валя, а ещё через три года сестрёнка Люда. В семье очень любят классическую музыку, русскую литературу - современную и классику - читают все, от мала до велика.Так сложилось, что в 1949 году Васильевы поселились в селе Васильево неподалеку от Казани. Семье достался просторный дом с небольшим земельным участком под огород. Необыкновенно красивые места поразили ребёнка: дремучие леса, высокие обрывы Волги, просторы, захватывающие дух. Глава семьи - заядлый рыбак - всякий раз берёт мальчика с собой в походы, где ребёнок жадно впитывает великолепие пейзажей.
К этому моменту Косте исполнилось семь лет, он уже несколько раз перечитал "Сказания о трех богатырях", необычайно чуток к музыке и рисует, рисует, рисует... Рисует всё, что попадает в поле зрения: вот река, вот лодки, лошадь бежит, спит собака, солнце в зените… Карандаши и краски - лучшие друзья Кости с раннего детства.Родители приветствуют увлечение ребенка, часто возят его в казанские музеи, выбирались даже в Ленинград и столицу. Одаренность мальчика очевидна всем окружающим и в школе и дома.Двенадцатилетним ребёнком Константин становится учеником Московской художественной школы-интерната при институте им. Сурикова. Необыкновенные способности мальчика помогают поступить в престижное учебное заведение, несмотря на то, что иногородних туда принимали неохотно. В столице юный Васильев - постоянный посетитель Третьяковки и музея Изобразительных искусств, частый гость консерватории - все эти места стали для юной души проводниками во вселенную классического творчества. Проход в музеи для учащихся художественной школы был бесплатным, пользуясь этим Костя все дни проводил там.В среде товарищей по учебе уравновешенный мальчик пользуется авторитетом, его талантливые работы удивляют педагогов училища. Акварельные пейзажи юного художника отличались от работ других детей: это могла быть неброская веточка, тонко выписанная множеством оттенков сероватой гаммы, скромная, но такая живая, она затмевала яркие краски на этюдах прочих студентов.
Мировоззрение художника сложилось под влиянием русской литературы: Гоголь Н.В., Бунин И.А., Пушкин А.С. были любимыми его авторами. Особенно Васильев любил Ф.М. Достоевского, проникновенный портрет которого впоследствии напишет. В Москве Костя проучился два года, но тяжелая болезнь отца вынуждает его возвратиться к родным.Константин поступает в Казанское художественное училище в возрасте 14 лет. Обучение здесь проходило в ключе традиционной реалистической школы живописи, а русская классика всегда была близка Васильеву, в будущем основой техники художника станут азы, заложенные в годы учебы в Казани. К сожалению, наброски и этюды этого периода в большинстве своем утрачены.Прежде чем Васильев начал искать свой собственный стиль, он научился мастерски изображать разнообразные манеры живописи. Тонко подражать любой школе, любой эпохе искусства рисования.Костя оканчивал последний курс училища, работал над дипломным проектом, когда скончался его отец. Юноше пришлось стать главой семьи: больше зарабатывать, принимать решения.В 1961 году Константин создает декорации к спектаклю "Снегурочка", поставленном по одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. Эскизы к декорациям явились дипломной выпускной работой и заслужили отличную оценку. Педагоги отмечали, что Васильев в этой работе сумел соединить сценическую условность с лирическим реализмом пейзажа. Продолжая это направление, он напишет впоследствии картины "Гуси-лебеди", "Русалка".
В том же году подходит к концу обучение в художественном училище, и Васильев устраивается на работу в школу родного поселка учителем рисования. Принес как-то свои наброски в местный сатирический журнал "Чаян", его шаржи и карикатуры, выполненные легкой, практически безотрывной линией понравились редактору. Так появилась у Васильева возможность подрабатывать время от времени. В школе художник долго не задержался, там нужны были методические разработки, а не живая любовь к живописи и Васильев уволился. Позже он пойдет работать художником-оформителем на завод леспромхоза, ведь нужно зарабатывать на краски и холсты. Но главная для него работа происходит дома, в непрерывном мучительном творческом поиске, рождаются полотна, отражающие внутренний мир автора. Идей много, а холстов не хватает, купить их не на что, поэтому Васильев часто писал новые картины поверх старых, таким образом многие произведения так и не увидели свет. Первая любовь застала Константина, когда ему было 17 лет. Младшая сестра познакомила его со своей новенькой одноклассницей, самой красивой девочкой в округе, которую непременно нужно нарисовать. Васильев рисовал портреты Люды Чугуновой каждый день, они стали настоящими друзьями, он приобщал её к музыке, их литературные вкусы полностью совпадали. Она пересказывала ему свои сны, а он зарисовывал фантазийные этюды по их мотивам. К сожалению, множество эскизов, зарисовок, посвященных Л. Чугуновой, не сохранились. Васильев уничтожил большинство работ в порыве обиды, когда юная подруга не пришла на его выставку.Формируются основные принципы художника, один из них: чтобы живопись была музыкальной, а музыка - "живописной", Васильев творит и представляет готовые работы всегда под музыкальное сопровождение.
Был в его жизни период увлечения абстракционизмом и сюрреализмом. Вдохновили работы Пикассо, Дали. Это было в 1962-63 годах. В подобном духе написан цикл сюрреалистических картин: "Апостол", "Вознесение", "Струна", абстрактные композиции "Квартет", "Видение" и др. Но эти направления не удовлетворяли художника. В сюрреализме Васильев видит только внешнюю эффектность, где отсутствуют настоящие глубинные чувства. В экспрессионизме он не может выразить своего истинного отношения к миру, духовная мощь русского художника не вмещается в рамки этого стиля. Васильеву хочется не просто самовыражаться, он хочет работать для людей, нести и пробуждать божественную красоту души, которая есть в каждом.Семья содержит огород, единственному мужчине приходится трудится и тут. Творческая натура не знает покоя, и даже копает Васильев подражая рисункам знаменитого кубиста Пита Мондриана, со смехом заявляя, что система Мондриана ускоряет процесс.Художник продолжает жить в окружении необычайно красивых просторов Татарии, где мощная Волга встречает спокойную Свиягу. Эти места отражаются на его полотнах, множество пейзажей вышли из-под кисти Константина Васильева: "Свияжск", "Над Волгой", "Берег". Выполненные в реалистичной манере, они несут всё же оттенок сказочности, загадочности. Всю жизнь художника волновали философские вопросы, исторические события и их историософская оценка, роль личности в судьбоносных переломных моментах родной страны; какие силы движут человеком, что за дух превращает его в личность.Васильев собрал целую коллекцию грампластинок, всё это была традиционная классика: Чайковский, Вагнер, Шостакович, Бах и др. Размышляя о таланте музыкантов, он напишет их графические портреты. Много позже произойдет встреча художника с Шостаковичем, тогда Васильев подарит композитору его портрет, и Шостакович будет поражен психологической точностью изображения.В 1963 году эти графические работы были представлены в Московском Манеже в рамках выставки Казанских художников. Многие серьезные профессионалы-музыканты, увидев эти портреты, написанные рукой какого-то провинциального художника, вдруг открывали для себя нечто новое в музыкальном наследии великих композиторов.
Был у Васильева короткий роман с Еленой Асеевой, её портрет демонстрировался на всех выставках художника. Елена закончила Казанскую консерваторию, тонко понимала музыку, Васильева очень влекло к девушке с огромными голубыми глазами, он даже сделал ей предложение. Она сразу согласия не дала, а он очевидно вздохнул с облегчением. Всё-таки заводить свою семью он не стремился, бытовые проблемы забрали бы все силы. Будет в его жизни ещё одна любовь. Елена Коваленко пробудила в тридцатилетнем художнике трепетное чувство. Она тоже была очень музыкальна, казалось бы, встретились родственные души, но опять не сложилось. Быть может, это судьба ревностно оберегала талантливого мастера, не подпуская к сердцу художника соперниц истинной любви всей его жизни - госпожи живописи.Взрослея, Васильев убеждается в том, что долг художника заключается в выражении внутренней силы всего живого. Теперь основой его творений будет именно великолепие духовной мощи! Воплощением этой идеи являются полотна "Северная легенда", "Ожидание", "У чужого окна" и др. Лица, изображенные на картинах, выглядят как живые, в каждом из них напор страсти. Зритель это чувствует поневоле, вглядывается, силится угадать мысли персонажей картин. В постоянном тонусе, напряжении внимания проходит жизнь художника. Он замечает каждую травинку, чутко прислушивается к шуму деревьев, цепко подмечает все детали. Концентрация внимания для него - естественное состояние, присущее от природы. Это непрерывное пристальное внимание помогает ему так явственно изображать, ощущение утренней свежести или крепкого морозца, или, например, запах гари на картине "Горят пожары".
На день рождения мамы в 1966 году Васильев написал картину "Жница", работал всю ночь, чтобы к утру был готов сюрприз - стоит, опершись о берёзку красавица, в глазах мечта, утомленные руки сжимают серп, а на заднем плане бескрайнее поле неубранной ржи.Вскоре умирает от саркомы младшая сестра Васильева Людмила, ей было всего 17 лет. Это тяжкое испытание для Кости - не стало самого близкого, чуткого друга. В последние дни жизни Люси, Костя перенёс мольберт в её комнату, он работал, а она читала ему вслух былины. Спустя примерно год, он напишет её портрет: полная сил девушка гуляет с собакой по лесу. Вторая выставка работ Васильева прошла в 1968г. в г. Зеленодольске. Художник пригласил тогда много друзей и знакомых, ему очень важна была оценка его работ. Наверное, после этой выставки к Васильеву приходит народная известность. В поселок Васильево начинают приезжать люди "посмотреть картины". Накануне нового 1975 года Васильев отправляется в Москву, друзья обещают помочь устроить выставку в столице. Там Васильев знакомиться с И.С. Глазуновым, которого поразила серьезность, с которой Васильев углублялся в разрабатываемые им темы. После общения с Глазуновым Васильев напишет серьезный цикл "Русь Былинная" - все они созданы в одном стиле и формате. Уже после смерти художника эти картины будут напечатаны в виде открыток.
Итак, Васильев обращается к теме былинного эпоса, интерес к которому он несет в себе с детства, он пишет "Поединок Пересвета с Челубеем", "Вольгу и Микулу" и др. В этих картинах вечные темы, уроки любви и терпимости. Полотно "Илья Муромец и голь кабацкая" наполнено юмором и нежностью, величественной печалью дышит "Рождение Дуная". Осознавая, что в людской неповторимости гармонично отражается весь родовой опыт, Васильев ищет познания не только в книгах, но и в народном фольклоре, преданиях, которые стали для него источником художественной интуиции, творческого воображения. В творчестве Васильева встречаются герои различных эпох: любовь к героическим сюжетам северных славян, арийскому эпосу, суровому и далекому миру скандинавских саг нашла выражение в графических работах "Богиня любви Фрея", "Зигфрид", полотне "Валькирия над сраженным воином" - работа выполнена на трехметровом холсте. Картина "Карлик Нибелунг Альберих" является иллюстрацией к опере Р. Вагнера "Кольцо Нибелунга". Васильев считал норманнский период значительным в истории России, те времена, когда призваны были на Русь варяги. Ведущими в творчестве Васильева выступают три мотива: природа, личность и история в их неразрывном симбиозе, взаимопроникновении, его всегда волновали характеры, ставшие вечными символами.Васильев обладал богатырским здоровьем, никогда не болел, окна держал на распашку и никогда не мерз, согревался, видимо, горением души… Васильев выбирает себе творческий псевдоним, отныне он называет себя Великоросс, объясняет, что кто-то должен помнить свои корни и напоминать другим. Ударников коммунистического труда он никогда не хотел рисовать, его герои трудятся на другой ниве.Замысел каждой композиции Васильев вынашивал подолгу, продумывая малейшие детали, в уме рождались планы как цветом и формой выразить глубину чувства. Он не рисовал с натуры, фотографическая точность не интересовала его. Творил в мастерской один на один с холстом, почти всегда под музыку, которая соответствовала настроению будущей картины, помогала рождать образы. Созревший, выстраданный образ оживал на холсте при полном накале чувств.Васильеву удалось соединить в своих картинах динамику восприятия мира современным человеком с древней мудростью наших предков. На его картинах можно заметить несколько смысловых слоев: обиходное сюжетное действие, историческая ассоциация, нечто мистическое, волшебное. Созерцая его картины, зритель может каждый раз видеть новый смысловой план.За всю свою жизнь ни одной картины Васильев не написал для продажи, несмотря на то, что денег всегда не хватало.
Цикл картин о Великой Отечественной Войне у Васильева является продолжением эпическо-богатырской идеи. Здесь ощущается великий дух народный, рождающий самоотверженный подвиг. На полотне "Парад 41-го" солдаты отправляются на войну прямо с торжественного парада. Благодаря необычному ракурсу происходящее видится зрителю, как неотъемлемая часть истории, древние русские герои Минин и Пожарский благословляют современных воинов на ратную битву. Картина "Нашествие" выполнена в том же идейном ключе. Строй захватчиков шагает мимо поруганного храма, лики святых с разрушенных стен противопоставлены бездушным фигурам врагов. Марш "Прощание славянки" и песню "Тоска по родине" художник воплотил в живописи на одноименных полотнах, колонны воинов идущих на смерть за Родину, олицетворяют обобщенный образ народа.С первого взгляда Васильев производил впечатление замкнутого человека, погруженного в самосозерцание, на самом же деле, отшельником он не был никогда. Любил компании, умел быть и внимательным слушателем и хорошим рассказчиком.Интересно отмечал Васильев свои дни рождения. Близкие друзья собирались в Васильевском доме, художник приглашал всех в пустую комнату, где на мольберте стояла новая картина, скрытая до поры занавесью. Обязательно звучала музыка, например марш Вагнера сопровождал презентацию картины "Гибель викинга", в других случаях это могли быть и народные песни. Оглядевшись по сторонам, гости замечали, что комната украшена по-особому: необычные шторы на окнах, скульптурные композиции возле мольберта, и начинали гадать, что же может быть изображено на картине. Покровы снимались, начиналось обсуждение новой картины. Таким образом, в день своего рождения именинник сам одаривал друзей правом стать первыми зрителями, критиками, поклонниками…
Трижды в рамках этой традиции выставлялись автопортреты Васильева. Всех потряс портрет 1976 года, гостей художника посетило тревожное чувство приближающейся катастрофы, самого себя Васильев изобразил зрелым мужем, гораздо старше своего реального возраста, а в трагичном взгляде читалась смерть. Сестра художника Валентина, вспоминает, что испугалась, увидев на портрете чужого, незнакомца. На замечания друзей, Васильев, расхохотавшись, заявил, что этого эффекта и добивался. А через три недели Костя погиб… Предчувствовал ли он скорую кончину? Он неоднократно подчеркивал, что линия жизни на левой его руке очень коротка, и следует торопиться, чтобы успеть написать всё, что задумал. Организованные с большим трудом немногочисленные выставки художника собирали тысячи зрителей, а советская власть Васильева не признавала, провинциальный художник-реалист не хотел воспевать ни будни социализма, ни светлое будущее коммунизма. Героический напор в богатырском духе у некоторых официальных деятелей Союза Художников ассоциировался с фашистской эстетикой. Прикормленные властью критики называли его работы декорациями, кичем, самодеятельностью.В начале 1976 года Васильева вызывали в КГБ. Основанием для "беседы" послужили анонимные доносы. Художнику вменялось чтение запрещенной литературы, подозрительная любовь к маршам Третьего Рейха, членство в каких-то нацистских организациях. Несусветные обвинения. Видимо, комитетчикам не хватало образования, они просто не знали, что Р. Вагнер писал свои марши в XIX веке, задолго до нацистов. Патриотизм Васильева очевидно проступает на его полотнах.
Кульминацией творчества художника Константина Васильева является полотно "Человек с филином". Автор не успел дать имя картине, название придумали друзья художника уже после его трагической гибели. Высокий, убеленный сединами человек возвышается над запорошенными снегом лесами, в поднятой левой руке над головой он сжимает плеть, на этой же руке сидит филин, готовый сорваться в полёт. Взгляд очень светлых глаз сосредоточен на чем-то невещественном. В правой руке у старика горит свеча. В подножии старца на свитке полыхает надпись "Константин Великоросс. 1976" - толи огонь пожирает буквы, толи слова рождают пламя. Из этого пламени вверх устремляется молодое деревце дуба. Отороченные заиндевевшим мехом полы его седого тулупа покрывают слегка ссутулившуюся, но крепкую фигуру. Ног могучего старика не видно, он как бы врос в эту заснеженную землю, головой же почти касается безграничного космоса. Эта картина - плод размышлений Васильева о бытии человека и мироздания. Посредством поразительного сочетания красок и жанровой композиции Васильев сумел выразить глубокие философские символы. Как трактовать эту символику? Константин Васильев утверждал, что зритель такой же творец, как и художник, таким образом, каждый волен видеть в этой работе свой смысл.Глядя на это полотно, многие видят воплощение ценности самой жизни, в её гармоничном развитии, перерождении, освещенной таинственным светом горения души. Из пепла Великоросса должен родиться новый художник, другое творчество, небывалая живопись… Современные язычники видят на этой картине портрет древнеславянского божества Велеса, могущественного духа невидимого мира и земной мудрости. Каждый символ у них наделен конкретным смыслом: листья дубка расположенные трилистником - символ просвещения, филин - высшая мудрость, плеть - отличительный знак пастуха; сгорающий псевдоним художника и предугаданная дата смерти - сознательное принесение себя в жертву языческому богу.Однако, близкие друзья художника рассказывают, что он не занимался специально изучением языческих символов, они рождались на его полотнах интуитивно, являясь выражением мироощущения Васильева.
Сын коммуниста, Васильев не был и христианином, но религиозные вопросы, безусловно, волновали его. То, что христианская нравственность близка была художнику, можно видеть из других его работ: "Вознесение", "Князь Игорь", "Голгофа" - везде присутствует православная символика. На дворе стоял 1976 год, религиозная живопись в Союзе была под запретом, даже рисуя былинные сюжеты художник вынужден был минимизировать христианскую атрибутику, а Человек с филином - глубокий образ характера, рожденного народной средой в неразрывной связи со Вселенной, несущий в себе сакральную Истину. Лицо старика иконообразно, быть может в его руке та же плеть, которой изгонял Иисус Христос торговцев из Храма… Так или иначе, работа над "Человеком с филином" потребовала от Васильева больших душевных затрат. Завершив эту картину, он почувствовал потребность в уединении и уехал на несколько дней поохотиться в марийские леса. Вернулся он задумчивый и какой-то отрешенный, матери и близкому другу сказал, что теперь отчетливо понял как и что должен писать.29 октября 1976 г. в Зеленодольске состоялась районная выставка местных художников, творчество Васильева было представлено на ней тремя работами: "Нечаянная встреча", "Ожидание" и "Портрет Лены Асеевой". По окончании выставки планировалось обсуждение картин при участии авторов. Васильев тоже собирался на эту встречу.Вместе с Константином решил поехать его давний приятель из Казани А. Попов. Буквально перед выходом из дома, товарищ случайно увидел "Человека с филином", а увидев, остолбенел, как зачарованный. Заметив реакцию друга, Васильев включил музыку, которая по традиции должна была создать дополнительный эффект от созерцания картины. В тот день звучала музыка Рихарда Вагнера, вступление к заключительному действию оперы "Персифаль".Константин знал, что его картины на той выставке больше других понравились зрителям, об этом свидетельствует книга отзывов. В прекрасном настроении покидал он дом, обещая маме поскорее вернуться. Друзья уехали и не вернулись никогда.
В ночь на 30 октября 1976 морг городской больницы Казани принял трупы молодых людей, обнаруженные на железнодорожном перегоне возле станции Лагерная, при них были документы, это был Константин Васильев и его товарищ. Обстоятельства их гибели так и остались невыясненными. Будучи сотрудником КГБ отец погибшего Аркадия Попова пытался провести собственное расследование, к сожалению, из этого ничего не вышло. Известно только, что уголовное дело не возбуждалось, якобы через несколько дней после трагедии нашлись очевидцы, рассказавшие, как двух молодых людей сбил скорый поезд. Осталось невыясненным, что делали друзья на этом полустанке. В народе ходили упорные слухи об убийстве.Семья Васильева о случившейся трагедии узнала случайно и только через двое суток. Сестра художника Валентина вспоминает, что когда забирала тело брата из морга, обратила внимание, что на нём не было ни ссадин, ни ран, только синяки на руках и ужасная травма головы. У неё тогда сложилось ощущение, как будто Костя закрывал руками голову от удара. Константина Васильева похоронили в берёзовой роще, в месте, где он так любил гулять, где с детства открывал он для себя мир красоты и гармонии. Он отправился в последний путь под звуки марша Вагнера "На смерть Зигфрида", говорят, такова была воля самого художника. Надпись на могильном памятнике лаконична: "Народный художник Константин Васильев". "Народный" - это не звание, присужденное властью, народным он был по существу своей природы. Народ будет бережно хранить память о художнике, творчество которого всецело посвящено было мощи народного духа.Сейчас в поселке Васильево в доме, где жил художник открыт мемориальный музей. Экспозиция включает в себя восемь оригинальных картин Васильева, несколько эскизов к плакатам, мебель, личные вещи, книги художника, множество семейных фотографий.В 1998 году друзьям Васильева удалось добиться открытия музея художника в Москве. Музей создавался в основном на средства, собранные от многочисленных посмертных выставок творчества Васильева в разных городах России и зарубежом. Особняк в Лианозовском парке стал местом паломничества для любителей живописи Константина Васильева. Здесь представлены детские работы Кости, карандашные зарисовки, наброски. Потрясающие пейзажи, среди которых знаменитые "Осень", "Лесная готика". Портрет Ф.М. Достоевского, диалог с которым у художника продолжался всю жизнь. Картины о Великой Отечественной Войне и другие работы, не столь широко известные.
Служащие музея рассказывают, что от некоторых картин Васильева исходит некая энергия, нередко в галерее люди падают в обморок, не выдерживая натиск мощи Богатырского духа, который сумел вложить в свои полотна автор.За свою недолгую жизнь Васильев оставил около пятисот работ: живопись, графика, эскизы, а сколько ещё картин хранятся в частных коллекциях и никогда не станут известны широкой публике.По сей день в искусствоведческой среде нет единого мнения в оценке творчества Васильева, а народу он понравился сразу и навсегда. В его картинах правда, подлинная красота, историческая точность, вечная победа добра над злом. Васильев переносит нас в мир славных предков, с убедительной мощью сумел он выразить сущность неистребимого Русского духа, то, что трудно выразить словами он мастерски воплотил красками на холсте. Великоросс напоминает, что значит быть русским. Нелепая смерть всегда застает врасплох, но память о творце живет в его творениях. В народной памяти художник навсегда остался тем самым героем-победителем на поле духовной брани, со своих символичных полотен.