Врубель Михаил Александрович

(1856-1910)

«Я благодаря вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». (из письма Н. А. Римскому-Корсакову)

Врубель Михаил Александрович  - мастер универсальных возможностей, прославивший свое имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре, театрально-декорационном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных иллюстраций.

Врубель родился в Омске в семье военного юриста, где увлекались литературой, театром, музыкой. Богато одаренный от природы, эти интересы будущий художник сохранил на всю жизнь.

Одной из интереснейших страниц в творчестве Врубеля стали его произведения московского периода (конец XIX - начало XX в.), когда он обратился к образам истинно народного героя. В его работах «Микула Селянинович», «Богатырь» монументальные образы пахаря, воина как бы сливаются с первобытной силой самой земли. При обращении Врубеля к фольклору очень плодотворным было влияние композитора Н. А. Римского-Корсакова. К постановкам его опер «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1900) Врубель выполнил довольно многочисленные декорации, костюмы, а также живописный занавес для Московской частной оперы и плафон «Песнь Леля».

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - «форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души. Декоративно все, и только декоративно». Врубель, по его словам, «ведет беседу с натурой», «вглядывается в бесконечные изгибы формы», «утопает в созерцании тонкостей» и видит мир как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...». Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях.

Врубель Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем «модерн», вызов которого был принят художником.

Особое место в сказочном творчестве Врубеля занимает майолика. Увлечение художника скульптурой, ярко проявившееся в его бытность руководителем гончарно-керамической мастерской в подмосковном имении одного из крупнейших русских меценатов того времени С. И. Мамонтова (1890-е гг.), выросло до уровня настоящего художественного явления, ставшего этапом в развитии русской пластики.

Скульптурные образы Врубеля «Садко», «Купава», «Лель», «Весна», «Мизгирь» рождены гениальной фантазией художника, его стремлением передать тонкое настроение, лиризм. С майоликами Врубеля в русскую скульптуру входят поэзия, жизнеутверждающее полнокровие цвета и вообще декоративные начала, продиктованные народным эпосом, русской сказкой, опоэтизированными образами русских крестьян.