Васнецов Виктор Михайлович

(1848-1926)

«В жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!»

 

 

Дата рождения: 1848 г., с. Лопьял, Вятская Гу6. - 1926, Москва.        

Среди русских живописцев, искавших вдохновения в народной поэзии, Виктор Михайлович Васнецов занимает особое место. Его развитие - от бытописательства к сказке, от станковизма к возрождению монументального стиля, от передвижнической тенденциозности к эстетическому универсализму модерна - выражает переломный характер целой эпохи русского искусства. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины.

Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность Васнецова к искусству, к народному эпосу. Сын сельского священника, Виктор Васнецов готовился пойти по стопам отца. Однако тяга к искусству привела девятнадцатилетнего семинариста из Вятки в Петербург, в Академию Художеств. В ранний период творчества мастер выступил как жанрист, последователь П. А. Федотова и В. Г. Перова ("С квартиры на квартиру", "Книжная лавочка", обе 1876; "Военная телеграмма", 1878; "Преферанс", 1879). Но одновременно он пробует силы в иной тематической сфере, обращаясь к фольклорным источникам.

Рубеж 1870-х и 1880-х гг. явился поворотным в творчестве художника.

"Как я стал из жанриста историком, несколько на фантастический лад, - признавался Васнецов, - на это ответить точно не сумею. Знаю только, что во время самого ярого увлечения жанром, в академические времена, в Петербурге меня не покидали неясные исторические и сказочные грезы. Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".Т ворческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться.

Умер художник 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом  М. В. Нестерова.