Световид

Свет, святость, радость, а «вит» означает вить, свивать, соединять, то есть свивать свет, творить жизнь.


В 1848 г. в Западной Украине на реке Збруч (левый приток Днестра, сейчас протекает вблизи западной границы Хмельницкой области) был найден идол Световида. Хранится этот скульптурный памятник славянской культуры в Краковском музее. Его справедливо называют путеводителем по славянской Вселенной: на четырёх его сторонах – четыре лика (два женских и два мужских), разделённые на три яруса – Прави, Яви и Нави.Он наиболее полно отражает мировоззрение и миропонимание наших предков.

По древним свидетельствам,  кумир Световида стоял в богатом Арконском храме, был выше человеческого роста и изображался с четырьмя головами, обращенными в четыре стороны света. В правой руке он держал турий рог, наполненный священным напитком – сурьей. Тут же висели принадлежащие богу седло, мундштук и огромный меч.  4 его головы обозначали 4 стороны света и 4 времени года, борода – эмблема облаков, застилающих небо, меч – молния, поездки на коне и битва с вражескими силами – поэтическая картина бурно несущейся грозы. Как владыка небесных громов, он выезжал по ночам, во мраке туч, сражаться с демонами, разить их молниями и проливать на землю дождь.

Он также почитался как бог плодородия, к нему воздавались мольбы о богатом урожае.

Таким образом, у славян с верховным божеством неба связываются представления ожесточенной борьбы с нечестью и благодатного плодородия, разливаемого им по земле.

Вот почему время зимнего поворота солнца, предвещающее грядущее торжество Световида над нечистою силою, получило название святок, а весенней праздник пробуждения природы, появление молниеносных облаков и дождевых ливней – название святой, или светлой недели. 


Художник В. А. Корольков