Морана

Суровая и грозная Богиня Морана, неслышно идущая по земле, и везде, где ступает её нога ложиться снег, всё приходит в забвение, жизнь затухает, природа засыпает. Богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного жизненного конца – смерти. Поэтому слово «мор» - обозначает поголовную и внезапную смерть целых народов или государств. Другие имена Мораны – Маара, Марена, Морена, Мора, Мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и еще многие столь же недобрые слова родственны её имени.

Однако к Природе не применимы не только человеческие понятия о Добре и Зле, но и расхожие понятия о Жизни и Смерти. В Мироздании вообще нет Жизни отдельно от Смерти, они взаимосвязаны и просто не могут существовать друг без друга. Рождение и смерть не могут быть осмыслены порознь, как не может быть осмыслен верх без низа, прилив без отлива, мороз без жары. Поэтому Морана играет исключительно важную роль в славянском мировоззрении и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Смерть света, Солнца, дня и наступление ночи; смерть животворных времен года – весны, лета, осени – и наступление зимы – такое всеобщее умирание в природе и олицетворяет Морана. Но она не выступает в роли необратимой Судьбы, так как на смену ночи всегда приходит новый день, восходит Солнце, а после холодной зимы опять наступает животворная весна.

Не одно живое существо не может жить без отдыха и сна, как и Природа. Если бы Мораны не было, Природа-Макошь не смогла бы отдыхать, постоянно плодоносила и рано или поздно стала бы бесплодной. Именно поэтому образ Мары видели как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения Жизни на Земле. Она дает возможность отдохнуть природному миру, очищает его, подобно хищнику, от слабых и больных. Ведь в природе смерти нет – зёрнышко умирает в качестве зёрнышка, дабы возродиться колосом, земля засыпает на зиму, дабы весной возродиться с новыми силами… Так и душа человека вечна, а плотская оболочка временна, она изнашивается, подобно одежде и требует смены. После смерти душа хорошего человека освобождается, и становиться Духом-Покровителем своего Рода, дабы потом воплотиться вновь. А плохого – исчезает, растворяется в пространстве, чтобы не мешать и не вредить больше жизни.

Именно с этими представлениями связан древнейший славянский похоронный обряд – сжигание на специальном костре, который издревле зовётся Крадой. Огонь священен, он позволяет душе сразу высвободиться из телесных оков и вместе с дымом взойти в Светлую Сваргу, Ирий, к Предкам и Богам.

Помимо этого Моране были благодарны за свежесть, которую дарит мороз, снежки, узоры на окнах и всевозможные зимние забавы. Не забывали славяне и о том, как Морана «насылала стужу и морозила лютых врагов Руси защищая свои владения и свой народ».

22 марта – в день весеннего равноденствия, когда весна набирает свою наивысшую мощь и силу, устраиваются весёлые игры и забавы, пекутся блины (символ солнца и наступающей весны) и сжигается чучело Мары. Этот ритуал символизирует завершение времени Мораны и ее проводы вместе с морозами, снегом и метелями. Это праздник издревле зовётся Комоедица или Масленица.


Художник В. А. Корольков Картина принадлежит Первому Музею Славянской Мифологии